Задачи учебно-тренировочного процесса - страница 6


Задачи: 1. Совершенствование в выборе места на площадке с целью взаимодействия с партнерами по «треугольнику». 2. Совершенствование в применении изученных способов пе­редачи мяча. 3. Совершенствование в выборе разновидностей способов броска в зависимости от места выполнения броска. 4. Совершенствование в тактических действиях при заверше­нии быстрого прорыва.

Инвентарь: мячи баскетбольные.

Подготовительная часть — 20 мин

Организационная часть. Ходьба обычная, мяч за спиной, на носках, держа мяч вверху в правой (левой) руке, на пятках, удерживая мяч руками на голове, в полуприседе — мяч перед собой—5 мин. Бег с мячом: обычный, боком вперед, спиной вперед, в полуприседе, подбрасывая и ловя мяч двумя руками, одной рукой, поочередно одной и другой рукой, двумя из-за спины, прыжки в сочетании с подбрасыванием и лов­лей мяча — 5 мин.

Общеразвивающие упражнения с мячом— 10 мин:

1. Рывки руками назад в движении шагом, мяч вверху.

2. Рывки прямыми руками в стороны, перекладывая мяч с руки на руку.

3. Ходьба выпадами с поворотом в стороны, стремясь достать мячом ногу, находящуюся сзади.

4. Наклоны туловища вперед в движении, доставая мячом носков ног.

5. Наклоны туловища в стороны в движении — мяч над головой.

6. Рывки руками назад в движении — мяч за спиной.

7. Прыжки в полном приседе с продвижением вперед и одновременным ведением мяча.

8. Легкий бег.

Основная часть — 60 мин

1. Упражнения в совершенствовании выбора места для взаимодействия с партнерами по «треугольнику»— 20 мин:

а) Выполняется в группах по три человека от лицевой линии. Преподаватель на противоположной стороне зала по­дает сигнал поднятием руки и свистком. По свистку тройка выполняет передачи через центр в движении до средней ли­нии, по сигналу руки один из партнеров, владеющий в это время мячом, с ведением мяча направляется к линии штраф­ного броска, двое других занимают места на первых «уси­ках» линий, ограничивающих область штрафного броска. Сле­дует передача одному из игроков, стоящему на «усиках», смена мест партнеров без мяча, передача под корзину с по­следующим броском. Подобрав мяч, бегом вдоль боковой ли­нии все возвращаются в исходное положение.

б) Упражнение то же, но под корзиной оказывает сопро­тивление один защитник, затем два защитника.

2. Упражнения в выборе разновидностей способов бросков в зависимости от места выполнения броска и сопротивления— 20 мин:

а) Занимающиеся в парах, передавая друг другу мяч, пе­ремещаются недалеко от корзины, по сигналу владеющий мя­чом выполняет бросок в корзину. В зависимости от места и расстояния он выбирает способ броска и целесообразность использования щита. Партнер подбирает мяч и, если бросок неудачен, добивает мяч в корзину.

Примечание. В упражнении используются все дополнительные щиты. На одном щите выполняют упражнение не более двух пар. Игрок, под­бирающий мяч, стремится это сделать до того, как мяч коснется пола; за­тем выбирает способ броска и целесообразность использования щита. Упражнение проводится в виде соревнования между партнерами или па­рами до определенного количества попаданий.

б) Выполняется в парах. Занимающиеся выполняют пере­дачи в 5—6 м от кольца. По сигналу (свисток) владеющий мячом ведет его к корзине и выполняет бросок. Игрок без мяча оказывает сопротивление. Выполняющий бросок выби­рает способ и разновидность броска в зависимости от харак­тера сопротивления, расстояния до щита. Между партнерами ведется подсчет очков.

3. Упражнение в совершенствовании тактических действий при завершении быстрого прорыва — 20 мин:

а) Выполняется в парах с центра площадки. Под корзи­ной стоит защитник. Применяя передачи и ведение мяча, на­падающие приближаются к корзине, стремясь забить мяч. Защитник оказывает активное сопротивление.

Примечание. Если мяч забит нападающими, защитник остается в той же роли, если мяч не забит, место защитника занимает партнер, винов­ный в потере мяча, неточной передаче или промахе.

б) Упражнение то же, но ограничено количество передач (до одной или двух). Защитник переходит в нападение, если он перехватит мяч или накроет бросок.

Занятие 116. Комбинированное по совершенствованию физической подготовленности, техники и тактических действий

Задачи: 1. Развитие скоростно-силовых качеств. 2. Совер­шенствование в ловле мяча с полуотскока и при поступа­тельном движении. 3. Совершенствование в обманных дейст­виях при выполнении бросков в корзину. 4. Совершенствова­ние системы быстрого прорыва.

Инвентарь: 1. Набивные мячи. 2. Мячи баскетбольные. Подготовительная часть—20 мин

Ходьба в сочетании с движениями рук, высоко поднимая колени, перекатом с пятки на носок — 5 мин. Бег: высоко поднимая колени, захлестывая голени, окрестным шагом — 5 мин.

Общеразвивающие упражнения в построении по кругу— 10 мин:

1. Ходьба по кругу перекатом с пятки на носок с одновре­менным вращением рук в плечевых суставах.

2. Пружинистые наклоны туловища вперед.

3. Отжимание в упоре лежа.

4. Вращение туловищем на 4 счета вправо и влево.

5. В упоре сидя сзади поднимание и опускание ног.

6. Прыжки по кругу с ноги на ногу.

7. Бег в Медленном темпе с рывками по сигналу.

Основная часть — 60 мин

1. Упражнения для развития скоростно-р1ловых качеств— 20 мин:

а) С набивными мячами в парах: передачи двумя от груди; одной от плеча; двумя сверху сидя на полу; двумя назад через голову; одной сбоку.

б) Прыжки с ноги на ногу через набивные мячи, располо­женные на одной линии (10—12 мячей).

в) То же на одной ноге, затем на другой.

г) Прыжки на двух ногах через два мяча, лежащих один на другом.

д) Подбросить мяч вверх одной рукой, поймать другой и т. д.

е) Прыжки с набивным мячом, удерживая его голеностоп­ными суставами.

ж) Эстафета с прыжками и переноской набивных мячей. Построение в колонны за лицевой линией. Рывок до средней линии с набивным мячом в руках, прыжки на одной ноге до противоположной лицевой линии, на другой — до средней, рывок и передача мяча следующему.

2. Упражнения в совершенствовании ловли мяча, обман­ных действиях и бросках в корзину — 20 мин:

а) Построение в шеренгу вдоль боковой линии, у каждого игрока — мяч. Подбросить мяч вверх и поймать с низкого отскока.

б) То же, но подбросить мяч вперед-вверх и поймать с доследующей остановкой двумя шагами.

в) То же, но после ловли перейти на ведение до боковой линии.

г) Построение по кругу. Передачи мяча в движении по кругу впереди бегущему.

д) То же, но подбросить мяч над собой, следующий ловит мяч с низкого отскока и т. д.

е) Построение в колоннах по четыре—пять человек в 5—6 м от корзин. У двух последних мячи. Первый выбегает к корзине, получает от предпоследнего поступательную пере­дачу, финт на бросок в прыжке, бросок, подбирает мяч и с ведением мяча занимает место в конце колонны.

ж) То же, но после финта на бросок выполнить проход с броском одной рукой в движении.

3. Упражнения' в совершенствовании системы быстрого прорыва—20 ,мин:

а) Выполняется в группах по три человека. От лицевой линии два нападающих, применяя ведение, передачи и броски, должны забить мяч в корзину на противоположной стороне площадки. Один защитник, отступая, активно сопротивляется. Если мяч не забит, виновный меняется ролями с защитником.

б) Упражнение выполняется в группах по четыре челове­ка. То же, но два защитника. Один отступает впереди, вто­рой догоняет сзади. Смена ролями выполняется в парах.

в) Упражнение выполняется в группах по пять человек. Организация та же, но три нападающих против двух защит­ников.

г) Совершенствование в выполнении штрафных бросков (забить больше штрафных бросков подряд без промаха). Использовать все корзины.


Занятие 115. Комбинированное по совершенствованию техники и тактических действий

Задачи: 1. Совершенствование ловли и передач мяча од­ной рукой. 2. Совершенствование ведения мяча с изменением направления. 3. Совершенствование взаимодействия двух иг­роков с заслоном. 4. Совершенствование взаимодействий двух игроков с отступанием и проскальзыванием.

Инвентарь: мячи баскетбольные.

Подготовительная часть — 20 мин

Ходьба обычная, выпадами в стороны, вперед, в полном приседе, спортивная ходьба — 5 мин. Бег по сигналу: изме­нение направления, прыжки, остановки, бег единой, боком вперед, рывки.

Общеразвивающие упражнения с набивными мячами в парах — 10 мин:

1. Стоя спиной друг к другу ноги врозь, передачи мяча из рук в руки, прогибаясь назад над головой и наклоном вперед под ногами.

2. Захватив мяч, партнеры стараются вырвать мяч друг у друга.

3. Захватив мяч ступнями ног, прыжком подбросить его партнеру на грудь.

4. В положении лежа ступнями друг к другу передачи мя­ча друг другу из рук в руки наклоном вперед.

5. Стоя спиной друг к другу, ноги врозь, передачи мяча из рук в руки вращением туловища и рук вправо и влево.

6. Прыжки толчком двух ног с передачей мяча партнеру из рук в руки в прыжке над головой.

Основная часть — 65 мин

1. Упражнения в совершенствовании ловли и передачи мя­ча одной рукой — 20 мин:

а) У каждого занимающегося мяч. Выполняют передачу в стену с расстояния 2—3 м одной рукой от плеча и ловлю одной рукой.

б) То же, но изменяя расстояние, отступая и приближаясь к стене.

в) То же, выполняя бег на месте.

г) Выполняется в парах. Передавать и ловить мяч одной рукой, другую держать за спиной.

д) То же, но выполняется двумя мячами одновременно.

е) Занимающиеся располагаются в несколько колонн и выполняют ловлю и передачу мяча одной рукой при встреч­ном движении.

ж) Передачи в парах с продвижением вперед через зал с завершающим броском в корзину (передача и ловля выпол­няется одной рукой).

2. Упражнения в совершенствовании ведения мяча с из­менением направления-—15 мин:

а) У каждого занимающегося мяч. Располагаются на ли­нии трех кругов площадки и по сигналу начинают ведение по кругу вправо, по второму сигналу—влево и т. д.

б) Построение справа от корзин в две колонны за лице­выми линиями. У первых двух игроков каждой колонны мя­чи. Одновременно первые игроки из двух колонн начинают ведение вдоль ближней области штрафного броска справа, обводят центральный круг слева, дальнюю область штрафного броска справа и выполняют бросок в корзину в движе­нии одной рукой. Передают мяч следующим из противопо­ложных колонн и занимают место в конце колонны. Следую­щий игрок начинает ведение, когда предыдущий достигает центрального круга.

в) Занимающиеся в парах играют в салки с ведением, используя весь зал. Обратить внимание на необходимость зрительного контроля за другими занимающимися.

3. Упражнения в совершенствовании взаимодействия двух игроков с заслоном, отступанием и проскальзыванием — 30 мин:

а) Построение по кругу в парах, лицом к центру—напа­дающие, спиной—защитники. В центре нападающий с за­щитником. Нападающий из центра направляется к любому нападающему в кругу, ставит наружный заслон и последний, используя заслон, пытается освободиться от опеки защитни­ка. Защитники, используя отступание и проскальзывание, противодействуют нападающим. Новый нападающий ставит заслоны другому и т. д.

б) То же самое, но выполняется с мячом. Нападающий передает мяч, затем ставит заслон. Из-под заслона выходит с ведением с последующей передачей и заслоном и т. д. За­дача защитников — взаимодействуя, сохранить верную пози­цию по отношению к перемещающимся нападающим.

в) Выполняется в четверках (два нападающих, два за­щитника). Игроки располагаются прямо перед щитом, в 3—4 м от щита и друг от Друга, у одного из них мяч. Нападающие выполняют наружный заслон после передачи мяча с последующей атакой корзины. Защитники, взаимодействуя, оказывают активное сопротивление. Мяч забит — нападаю­щие те же. Мяч не забит—меняются роялями.

Примечание. Необходимо менять место расположения нападающих по отношению к корзине.

г) Выполняется в четверках (два нападающих, два за­щитника). Нападающие с передачами продвигаются от лице­вой линии к области штрафного броска на противоположной стороне площадки, выполняют взаимодействие с наружным заслоном с последующей атакой корзины, Защитники несколько отступают до выполнения заслона, активны в момент взаимодействия нападающих и атаки кор­зины. Смена ролей как и в предыдущем упражнении.


^ 4. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

4.1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ ДВУХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ

Общая физическая подготовка

^ 1. Подготовка и сдача норм комплекса ГТО I ступени «Смелые и ловкие».

2. Строевые упражнения. Команды для управления груп­пой. Понятия о строе и командах. Шеренга: интервал, ди­станция, фланг; колонна: направляющий, замыкающий; строе­вая стойка: основная стойка; команды «Ровняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Поворот направо (налево)!»; передвижения:

«обход», «3мейка», «!круг».

^ 3. Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов, индивиду­альные и в парах. Упражнения с набивными мячами (до 1 кг): поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной, броски и лов­ля мяча. Переноска набивного мяча (до 2 кг). Упражнения с гимнастическими палками, гантелями (до 2 кг). Упражне­ния на гимнастической стенке.

Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набив­ными мячами (до 1 кг) и гантелями (до 2 кг).

Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения для сто­пы, передней, задней и внутренней поверхности ног, мышц спины, живота, косых мышц туловища. Упражнения без пред­метов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами (до 1 кг) и гантелями (до 2 кг). Упражнения со ска­калкой. Различные прыжковые упражнения.

^ 4. Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спи­не (вперед, назад), из исходного положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в сторону из положения лежа и упора стоя на коленях.

Кувырок вперёд из упора присев и из основной стойки. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Под­готовительные упражнения для моста. Мост с помощью парт­нера.

^ 5. Легкоатлетические упражнения. Бег. Бег с ускорением до 30—40 м. Низкий старт и стартовый разбег. Повторный бег 2—3 раза по 20—30 м. Бег 30—60 м с низкого старта. Эстафетный бег до 60 м этапами. Бег до 60 м с препятствия­ми. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Кросс 300—500 м.

Прыжки. Прыжки через планку с поворотом на 90 и 180° с прямого разбега. Прыжки в высоту способом перешагивания" Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега. Прыжки в длину способом согнув ноги.

Метания. Метание теннисного мяча с места и с разбега на дальность. Метание мяча в цель с 5, 10 м. Метание мяча в стену на дальность отскока.

Многоборья. Многоборье ГТО на основе летних и зим­них видов I ступени «Ловкие и смелые».

^ 6. Спортивные игры. Гандбол, футбол, бадминтон, пионер-бол. Начальные навыки в технике спортивных игр. Игры проводятся по упрощенным правилам.

7. Подвижные игры. «Гонка мячей», «Салки (пятнашки)», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вы­зывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетбо­листов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эста­фета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната», «Катающаяся мишень».

^ 8. Ходьба на лыжах. Основные способы передвижения, повороты, спуски, подъемы, торможения. Передвижения на скорость до 1 км. Эстафеты на лыжах.

Основные способы передвижения на коньках. Бег на ско­рость, эстафеты, игры, катание парами, тройками.

9. Плавание. Умение проплывать 25 м без учета времени и на время любым способом.

Специальная физическая подготовка

^ 1. Упражнения для развития быстроты.

По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью 5, 10, 15 м. Рывки из различных исходных поло­жений. Стартовые рывки с мячом, рывки в соревнованиях.

Бег с изменением направления и способа передвижений в зависимости от зрительного сигнала.

Подвижные игры: «День и ночь», «Вызов», «Скакуны», «Салки-перестрелки», «Бегуны», «Круговая охота», «Рывок за мячом», «Салки», «Простые салки», «Мяч ловцу».

Различные эстафеты.

^ 2. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов.

Спрыгивания с возвышения 40—60 см с последующим подпрыгиванием вверх, прыжки по наклонной плоскости вверх и вниз, максимально быстрое отталкивание. Прыжки со скакалками. Прыжки с преодолением препятствия.

^ 3. Упражнения для развития специальной выносливости. Беговые, прыжковые, скоростно-силовые, специальные цик­лические упражнения, использованные в рамках высокой ин­тенсивности.

Многократное выполнение различных упражнений.

^ 4. Упражнения для воспитания специфической координации.

Выполнение изученных способов ловли и передачи мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую ска­мейку, после ускорений.

Передача мяча в движущуюся цель.

Упражнения с выполнением чередования кувырков и изу­ченных способов ловли, передачи.

Комбинированные упражнения с чередованием рывков, кувырков, выпрыгиваний, спрыгиваний, напрыгиваний.

^ 5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча.

Сгибание и разгибание кисти в лучезапястном суставе, круговые движения кистями, сжимание и разжимание паль­цев в положении руки вперед, в стороны, вверх, в сочетании с различными перемещениями.

Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сги­бание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние между стеной и игроком постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами. Оттал­кивание ладонями и пальцами от стены двумя руками, одно­временно и попеременно правой и левой рукой.

Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизаторы укреплены на уровне плеч), руки за головой, движение руками вверх-вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизаторы укреплены за нижнюю рейку.

Передача малого набивного мяча в положении лежа на животе, на спине, сидя и стоя на коленях, многократные брос­ки набивного мяча двумя руками от груди вперед, вперед-вверх, прямо-вверх.


^ 4.2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ — 8 часов

1. Физическая культура и спорт в СССР (1 час).

2. Комплекс ГТО—программная и нормативная основа советской системы физического воспитания (0,5 часа).

3. Единая всесоюзная спортивная классификация (0,5 ча­са).

4. Личная и общественная гигиена (0,5 часа).

5. Закаливание организма юного спортсмена (0,5 часа).

6. Самоконтроль в процессе занятий спортом (0,5 часа).

7. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов (1 час).

8. Методы спортивной тренировки (1 час).

9. Техническая подготовка юного спортсмена (1 час).

10. Тактическая подготовка юного спортсмена (1 час).

11. Правила игры в мини-баскетбол (0,5 часа).


^ 4.3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ — 18 часов

1. Физическая культура—важнейшее средство коммуни­стического воспитания и укрепления здоровья советских лю­дей (0,5 часа).

2. Направляющая и руководящая роль коммунистиче­ской партии в деле развития физического воспитания в нашей стране (0,5 часа).

3. Комплекс ГТО— программная и нормативная основа советской системы физического воспитания (0,5 часа).

4. Требование и нормы комплекса ГТО I ступени «Смелые и ловкие» (0,5 часа).

5. Единая всесоюзная спортивная классификация (0,5 часа).

6. Личная и общественная гигиена (0,5 часа).

7. Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена (0,5 часа).

8. Закаливание организма юного спортсмена (0,5 часа).

9. Самоконтроль в процессе занятий спортом (0,5 часа).

10. Средства спортивной тренировки (1 час).

11. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов (1 час).

12. Методы спортивной тренировки (1 час).

13. Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. Психологическая подготовка в процессе тренировки (1 час).

14. Техническая подготовка юного спортсмена (1 час).

15. Тактическая подготовка юного спортсмена (1 час).

16. Правила игры в мини-баскетбол (4 часа).

17. История развития баскетбола в СССР, за рубежом (3,5 часа).


^ 5. НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА

КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

5.1. НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В группах начальной подготовки существуют приемные, переводные (после первого года обучения) и выпускные (пос­ле второго года обучения) нормативные требования.

^ Приемные требования. При приеме в группы начальной подготовки учитываются показатели физического развития, физической подготовленности, результаты наблюдений за действиями детей в подвижных играх и за выполнением тех­нических приемов (подводящих упражнений). Требования по физическому развитию и нормативы по физической подготов­ленности представлены в таблице.

^ Переводные и выпускные требования. При переводе и вы­пуске учитываются показатели физического развития, физи­ческой, технической, тактической подготовленности, эффек­тивности игровых действий.


9958218140381599.html
9958308809177048.html
9958441291579935.html
9958551205724994.html
9958666241453049.html