Приказ от 6 мая 2008 г. N 71 об одобрении учебно-методического пособия "методическое обеспечение социально-культурной деятельности" - страница 7


иного человека (лидер, изолированный, отверженный).

Изучение может осуществляться при помощи: 1) наблюдения, 2) опроса.

Организация социометрического опроса:

Составляется программа опроса. Объектом социометрии выступает малая контактная

группа, предметом - во-первых, структура группы, во-вторых, статус отдельных ее членов.

Социометрия проводится только посторонним для данной группы лицом. Для проведения

социометрического исследования используются социометрические карточки - методический

инструмент в виде опросного листа, анкеты, текста для сбора информации.

Беседа является одним из наиболее простых методов социологического исследования.

Поговорив с человеком, вы почти всегда можете представить его отношение к чему-либо, его

мнение и т.п.

В ходе беседы с опрашиваемым всю необходимую информацию вы можете получить с

помощью вопросов. Выделяют следующие типы вопросов, используемые при данном

социологическом исследовании:

- закрытые;

- открытые;

- косвенные;

- наводящие;

- рефлексивные;

- альтернативные.

Закрытые вопросы - вопросы, которые предполагают однозначный ответ.

Примеры: Понравилась ли вам игровая программа?

Нравиться ли вам посещать учреждения культуры?

При закрытых вопросах опрашиваемый вынужден ограничиваться конкретными сведениями

(возраст, социальное положение, профессия). Либо ответами "да" - "нет", "не знаю", "нравится" -

"не нравится", "удовлетворяет" - "не удовлетворяет" и т.п. Поэтому данный вид вопросов

желательно задавать в конце беседы или сразу же после закрытого вопроса задать открытый,

предполагающий развернутый ответ.

Открытые вопросы - вопросы, ответы на которые не ограничены определенными рамками.

Обычно ответы на такие вопросы содержат развернутую информацию.

Примеры: Что больше всего вам понравилось в программе?

Что бы вам хотелось изменить в работе клуба?

Какие мероприятия были бы для вас интересны?

Косвенные (проективные) вопросы - выяснение оценок, которые опрашиваемый дает мыслям

и действиям других людей. Обсуждая мотивы и поступки других людей, человек обычно это

делает, исходя из собственной системы ценностей, из своих взглядов на жизнь.

Примеры: Что, по вашему мнению, вызвало негативную реакцию аудитории в начале

программы?

Если вы были бы организатором игровой программы, чему вы уделили внимание в первую

очередь?

Как вам кажется, что необходимо сделать, чтобы повысить качество предлагаемых

досуговых программ?

Наводящие вопросы - вопросы, на которые можно получить однозначный, фактически

заранее запрограммированный желательный ответ. Используя эти вопросы, вы фактически

подсказываете другому человеку, какой ответ предполагаете от него услышать.

Примеры: Могу ли я положиться u1085 на вашу порядочность?

Надеюсь, что вы еще раз придете на предлагаемые мероприятия?

Необходимо помнить, что такие вопросы могут скрыть истинное мнение опрашиваемого, но с

другой стороны, вы как бы берете обязательство со стороны собеседника, что может сыграть

положительную роль в дальнейшем.

Рефлексивные вопросы - задавая такие вопросы, вы либо своими словами, либо близко к

тому, что было сказано вашим собеседником, повторяете услышанное. Эти вопросы нужны для

того, чтобы избежать недопонимания или неверного понимания. Кроме того, они показывают

человеку, что его внимательно слушают.

Примеры: Как я понял, вы предпочитаете мероприятия интеллектуального характера?

Итак, вас не устраивает плата за занятия в кружке?

Я правильно понял, что вы готовы принять участие в других мероприятиях?

Альтернативные вопросы - вопросы, в которых предлагают выбор одного из вариантов

ответа. Как правило, используется союз "или".

Примеры: Вам нравится посещать ночные клубы или учреждения культуры клубного типа?

В программе вам понравились музыкальные номера или игровые паузы?

- Старайтесь минимизировать использование закрытых и наводящих вопросов.

- Шире используйте открытые и косвенные вопросы, дающие возможность вам получить

больше информации.

- Не надейтесь на экспромт. Старайтесь продумать заранее, какие вопросы вы зададите

опрашиваемому во время беседы.

Для того чтобы использовать беседу как эффективный метод социологического

исследования необходимо не только уметь задавать вопросы и говорить, но и уметь слушать,

причем активно.

Можно использовать следующие приемы активного слушания:

- "да-да", "очень интересно", "это очень важно" и т.п.;

- слушать и задавать вопросы, уточняющие услышанное;

- показать, что вы понимаете собеседника;

- делать паузы, для того чтобы высказаться собеседнику;

- время от времени подводить итог сказанному;

- делать комплименты.

Не следует делать:

- Не притворяйтесь, что слушаете.

- Не перебивайте.

- Не делайте поспешных выводов.

- Не спешите возражать, если вы с чем-то не согласны.

- Не задавайте слишком много вопросов.

Наблюдайте за тем, как ваш собеседник отвечает на вопросы. Более подробно с "языком

тела" можно ознакомиться в специальной литературе по психологии.

Тестирование - техника изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, которые

не поддаются непосредственному наблюдению.

Теория тестирования разработана в психологии. Под тестами в психологии понимают

стандартизированные испытания для выявления или оценки тех или иных психологических

особенностей человека.

В социологии тестирование применяется для исследования культуры и свободного времени,

ориентации личности в ценностях и т.д.

Тестовые материалы обычно включают в себя буклеты с вопросами и отдельные бланки для

ответов. При использовании этого метода в области культуры и досуга можно использовать

незаконченные предложения, наборы фотографий, рисунков или картинок.

Тестирование можно проводить на компьютере. Использование компьютерной техники при

тестировании открывает новые возможности, облегчая не только саму процедуру тестирования, но

и резко сокращая время обработки полученных результатов. Однако интерпретировать и

принимать решения по результатам тестирования без участия профессионального психолога

ошибочно.

Этот метод лучше применять в работе руководителям творческих коллективов, кружков,

студий. С помощью тестирования легче понять уровень развития, мотивацию участника, выявить

проблемные стороны и во время оказать помощь, помочь пройти процесс адаптации и т.п.

- Делать обоснованные заключения по результатам тестирования можно лишь при участии

квалифицированных психологов.

Часто тестирование применяется в службах занятости при переподготовке кадров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая работа в современных условиях - постоянно развивающаяся система. Идет

постоянный поиск новых форм, методов, средств методического сопровождения социально-

культурной деятельности. Если рассматривать методические службы как звено в системе,

обеспечивающей ____практическую реализацию культурной политики, становятся понятны

перспективы ее развития: она должна превратиться в ресурсный центр по сопровождению

реформ, обладающий самыми качественными ресурсами: кадровыми, методическими,

информационными, программными, техническими, материальными и другими.

Авторы пособия надеются, что руководители, специалисты учреждений культуры клубного

типа, организаторы методической работы, студенты, слушатели курсов повышения квалификации

смогли почерпнуть в нем для себя полезную информацию. Вместе с тем, мы прекрасно осознаем,

что работа в этом направлении требует своего продолжения и развития. Поэтому готовы к

сотрудничеству и ждем Ваших отзывов и предложений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирженюк Г.М. Методическое руководство культурно-просветительной работой: учеб.

пособие/Г.М. Бирженюк, Н.А. Горбунова, Л.В. Бузене. М.: Просвещение, 1889. С. 7 - 31.

2. Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: КНОРУС,

2006. 256 с.

3. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. 35 тысяч слов. М.: "Мартин", 2006. 704 с.

4. Громов С.Н. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности/С.Н. Громов,

В.М. Чижиков. М.: МГУК, 1994. С. 22 - 78.

5. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере/В.З. Дубликов. М.: 2003.

С. 3 - 86.

6. "Клуб и Закон" N 8, 9. "Трудовой кодекс Российской Федерации" (новая редакция), Москва,

2006.

7. Краткий словарь по социологии/авт.-сост. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2000. 272 с.

8. Культурно-досуговая деятельность: Учебник/под научной редакцией академика РАЕН А.Д.

Жаркова и профессора В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. 461 с.

9. Методический словарь-справочник./Сост. В.В. Биденко. Иркутск: ИОУК, 2006. 29 с.

10. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учебное

пособие. М.: Издательство МГУК, 1995. 96 с.

11. Мосалев Б.Г. Социология культуры. М., 1991.

12. Мосалев Б.Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения: учебное

пособие/Б.Г. Мосалев. М.: МГИК, 1989. 76 с.

13. Народная художественная культура: Учебник/под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой

Е.Ю. М.: МГУКИ, 2000. 344 с.

14. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. Омск: АГИК,

1992. 183 с.

15. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-

досуговой деятельности. М., 1990.

16. Сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации,

www.mkmk.ru.

17. "Справочник руководителя учреждения культуры", журнал, изд.: ЗАО "МЦФЭР", Москва,

за 2002 - 2007 гг.

18. Сборник нормативных документов для учреждений культуры, изд.: ЗАО "МЦФЭР",

Москва, 2004.

19. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа: Учебник для

училищ и колледжей культуры/Под общ. ред. Н.П. Гончаровой, изд. 2-е. М. Тверь, 2004. 222 с.

20. Справочник "Кадровое делопроизводство" (персональный консультант), ЗАО "Актион-

медиа", Москва, 2006 г.

21. СПС "Гарант - максимум с региональным законодательством".

22. "Управление персоналом", журнал, изд., М., за 2006 - 2007 гг.

23. Чижиков В.М. Методическое обеспечение КДД/В.М. Чижиков: учеб. пособие для

институтов и училищ культуры. М.: МГИК, 1991. 142 с.

__
9957008923650391.html
9957067563025669.html
9957194603354373.html
9957310720215562.html
9957471127997269.html